|
|
Березин Михаил. |
|
Вспомните еще нас, козлы! Эту повесть я читал с упоением, как, впрочем, и все вещи Березина. Прям, Махабхарата и Рамаяна современности получилась, а не повесть. Россия потеряла статус великой державы, ее президенты готовы продаться с потрохами западу, но носители великих идей остались на уровне майора. Они и довели до логического конца дело жизни поколений советских людей, то есть довели до логического завершения все человечество. Замечательно реалистична картина ближайшего будущего. Поразительно точно схвачена глубинная суть русской души : "Вспомните еще нас, козлы!" - и по кнопке!!! Некоторые обороты речи мне особенно понравились. "Если у нас не вышло по законам Рикардо и Смита, то хотя бы должно получиться по закону Смита и Вессона. По крайней мере, раньше это у нас всегда хорошо выходило." Замечательно точное наблюдение. Если распространение западной цивилизации осуществлялось такими средствами как "Мальборо", Кока-Кола" и жевачка, то Евразийская цивилизация распространялась посредством автомата Калашникова и СС-20. ":быть может, Россия и бестолковая страна, но еще не было случая, чтобы за ней заржавело", - из той же области. Предложение: "Поселок Седых, в котором работали Марфа, Гордон и Тетерин, подписался на "Листок гомосексуалиста", превратившийся в солидное всероссийское издание," - вызвало у меня приступ хохота. Действительно, эта тема была чуть ли не первой в отечественной прессе, когда появилась свобода слова. Мол, есть нечего, а они про это: Текст повести взят с адреса: http://www.culture.all.ru/zyrnal/books/berezin/ber001.htm Эвтаназия. Небогатый выбор Михаил Березин предоставил своему главному герою Геннадию Твердовскому, выбор между физической смертью и духовной. Смерть, - не важно ее конкретное техническое воплощение, - уже достала всех друзей-приятелей главного героя, смерть в спектре от выстрела снайпера в излишне увлеченного образом своей книги Колю Чичина в аэропорту при стечении тысяч очевидцев до бесследного исчезновения девушки по кличке Петька после антисоветской акции в здании обкома партии. Такая судьба постигла его товарищей из "литературных террористов". Альтернативой физической смерти стала гибель Твердовского как писателя. Великий имитатор полностью превратился в того, чьему стилю с таким трудом учился подражать. Физически он жив, но уже мертв как самобытный писатель; он умер, но еще пишет. А ведь нечто подобное произошло с приятелем главного героя Филом, который телом остался весьма крепок, но давно уже сгнил мозгами в сумасшедшем доме, перестав быть собой, то есть писателем, поэтом, бунтарем. Роман имеет в своей конструкции множество параллельных планов, что затрудняет его подробный разбор. Ограничусь перечислением затронутых тем. Тут вам и тема Родины: "Пусть Родина моя умрет за меня", и тема отцов и детей: отец уехал в Америку и стал там уважаемым человеком, сенатором, а сына бросил в отечественном дерь: в глубоком андерграунде. Главную тему романа я увидел в извечном поиске предназначения писателя. В чем же оно? Писать без оглядки на читателя? Для Бога? Но тогда зачем же, продав квартиру, он издавал тиражи своих трех романов, из которых продано было по одному экземпляру? Может быть, писатель должен служить кому-то или чему-то? Но Твердовский так и не стал мужем проститутки (она торгует телом, а параллельно ее муж торгует духом). Или служить нужно идее? - Идеализм: формализм: конструктивизм: Чему служит сам автор романа, то есть Михаил Березин? Может быть, он просто душу облегчает на бумагу и на головы читателей? Надо сказать, что у него неплохо получается. Понравился мне язык произведения. Так уж вышло, что этот роман я прочел после рассказов, отзывы на которые приведены ниже рецензии на "Эвтаназию". Если рассказы блестящие, чисто отточенные, вызывающие в силу своей завершенности и одновременного совершенства (чего в природе не бывает) восхищение и подозрение в одно и то же время, то роман впечатляет живостью и некоторой даже грязноватостью образов. Я имею в виду и соплю, случайно выскочившую из ноздри поэта, и похотливые мыслишки главного героя в отношении героини, и другие подобные детали. Роман, в контраст рассказам, крайне реалистичен в деталях. Лирический писатель Момин превращается в эпического Середу. Почему? Откуда такая метаморфоза? Да это вполне вероятное превращение, глубинный сдвиг в недрах психики человека в момент пересечения определенной возрастной черты. Писатель, переживший психологическую трансформацию, может не найти себя в своем новом состоянии. Про таких как раз говорят: "Исписался". А может и найти (что реже), но становится совсем другим человеком, да - человеком и писателем тоже иным. В романе показана кухня писателя, подробно показан процесс, как сдирается шкура с некоего гениального произведения импортного автора, и на чужой скелет надевается сшитая тутошним автором поделка-подделка под другого животного (при этом у читателя возникает ощущение свежести и глубины). Одно дело, когда данная тема описана в литературоведческой статье Владимира Баранова (О технологии изготовления палимпсестов), совсем другое - показать тот же процесс средствами художественного произведения. Роман легко проглатывается, вовлекает читателя в увлекательное путешествие то ли по канализационным трубам, то ли по заоблачным вершинам, - этого я так и не понял. Эта самая увлекательность во многом достигается благодаря отступлениям и пояснениям автора. Вслед за критическим классиком девятнадцатого века Михаил Березовский мог бы сказать о себе: "Я весь в отступлениях". Какие-то темы и аспекты романа я не упомянул вовсе, а им, быть может, автор отводил какое-то особое значение. Что ж, значит, меня они не увлекли, не задели за живое. Кроме того, я не люблю слишком большие затянутые отзывы, - можно ненароком отпугнуть потенциального читателя от рецензии и от самого рецензируемого произведения. Текст романа взят с адреса: http://www.zhitinsky.spb.ru/lito/works.html См. также http://www.art-lito.spb.ru/povest/berezin.txt Кругом - сплошная ложь. Это произведение интересно тем, что автор применил здесь довольно-таки любопытный прием, который оживляет повествование. Я не очень-то люблю читать детективы. Там постоянно попадаются прямолинейные одноплановые рассуждения главного героя: "Ага, такой-то поступил так-то и так-то, значит, такая-то должна была пойти туда-то. Ага!!!" У Березина нет ничего подобного, отчего детектив становится нестандартным для жанра, что приятно. Не знаю, откуда автор черпал свой основной прием этого романа. Я увидел первоначальную основу, которая порой встречается в литературе и даже в кинематографе. Автор использовал прием, который можно считать опосредованным производным от психологической теории Карла Густава Юнга. В популярной форме его теория получила воплощение в частности в американском телевизионном сериале "Голова Германа". Там в обычное сценическое действие, в особенные, критические моменты делаются вставки. Четыре артиста, изображающие четыре психологические функции психики главного персонажа, Германа Брукса, спорят между собой, отстаивая каждый свою точку зрения. Чувство (играет актриса-женщина) руководствуется, естественно, чувственными мотивами: нужно ответить на брошенный кем-то вызов, помочь другу в беде, быть честным с любимой женщиной Германа. Интеллект руководствуется рациональными соображениями, преимущественно, по поводу карьеры. Артист, играющий Страхи Германа (у Юнга эта функция называется интуицией), постоянно подозревает во всех делах худший, катастрофический вариант развития. Желания Германа - это персонифицированная функция ощущения по теории Юнга, она отвечает за сексуальные удовольствия, за наслаждение едой и выпивкой. Психика любого человека составляется из этих четырех элементов. Но вернусь к тексту детектива. Михаил Березин разложил своего главного героя на три составляющие, две фантомные и одну телесную. Это собственно сам Михаил Крайски, Тролль и Малышка. Малышка видимо символизирует вожделение Михаила, то есть означает ощущающую довольно-таки слаборазвитую составляющую психики героя. Тролль, наверное, означает интуитивную составляющую личности Крайски. Третий компонент, мыслительная функция, воплощен непосредственно в личности самого Крайски. Судя по тому, что Крайски по большей части беседует с Троллем, в структуре личности главного героя доминирует мышление, а второстепенна интуиция. Остальные функции недоразвиты. Самая неразвитая, чувственная, функция вовсе не представлена никаким литературным образом. Такая структура личности главного героя оптимальна для детектива - он логически высчитывает ход совершенного преступления, переживая порой интуитивные озарения. Правда, я так и не понял, зачем нужно было упоминать о Малышке. Надоедливые стандартные размышления детектива у Березина заменены диалогами между Крайски и Троллем. Такой прием оживляет текст, помогает выражать характерную Березинскую иронию. В остальных своих деталях детектив выполнен в соответствии с законами жанра. Очень грамотно выстроены конфликты: похотливая и хищная самка с фотографии оказывается любящей преданной женой и радетелем за благо голодающих детей, а прекрасная обворожительная на вид фея с другой фотографии оказывается настоящим чудовищем. В классических пропорциях выдержан главный герой, детектив Михаил Крайский. Чтобы оттенить его проницательность и рационализм (ну, Шерлок Холмс) рядом поставлена глупая Светлана (Ватсон) с голубыми волосами, которая, играя детектива, следит за мнимыми противниками и создает альбом с фотографиями людей, с которыми Крайски давно уже обо всем договорился. Короче говоря, вещь весьма приятная для чтения. http://members.xoom.com/valerysegal/beresin3.htm БОЕВОЙ КЛИЧ Замечательно передает типаж главного персонажа рассказа со всеми его особенностями воспитания, с его мировосприятием, с выбоинами на его душе. По сути дела он - несчастный человек, считающий свою жизнь удачной и счастливой, готовый "осчастливить" на такой же манер других. Хоккеист, которого покупают за хорошие деньги, и он с удовольствием продается. Так увлечен этим новым для себя занятием, что хочет и сам кое-кого покупать за деньги. О главном, с позволения сказать, герое можно только одно и заметить: "Рыло" он, вот и весь сказ. http://www.litera.ru/slova/beresin/beresin1.htm%20#1 ТРАНШЕЯ Рассказ поражает сочностью образов, показывает человека в критической ситуации, когда все внутренние ресурсы пускаются в дело. Отчаяние безысходности и попытка подвига, который, как всегда, вызван легкомысленным и губительным поступком брата (не только для него самого). http://www.litera.ru/slova/beresin/beresin3.htm%20#3 АЛЬ-КАПОНЕ МЕРТВ Такая же грустная вещь, как и остальные его произведения, характерное явление русской интуитивной культуры, обращенной более тысячи лет в бездонную тьму, лицом к смерти, как извечной сущности мира. Мы не умеем получать удовольствия, зато умеем работать ("Траншея"), даже, если эта работа - убивать. А учитель географии, убивающий свою ученицу - это просто-таки символ нашего времени, его эмблема. Когда русский человек лишается высшей цели, он идет в разнос, либо спивается, либо: Короче говоря, герою рассказа остается лишь безысходность бытия и десять тысяч долларов родственникам после его смерти. http://www.litera.ru/slova/beresin/beresin2.htm%20#2 КНИГА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕРТВЫХ Этот рассказ являет собой, видимо, вариант на тему "Кролики и удавы", рассматриваемой на почве Западной цивилизации. Не все мне здесь понятно. Бывают ли такие маньяки, или это параноик (или шизофреник)? Чистая ли фантазия? Я еще не разобрался со всеми вопросами, но мне произведение про драконов и фламинго понравилось. Есть тут что-то смутно угаданное. http://www.litera.ru/slova/beresin/din_do.htm Биография Михаила Березина |