|
|
Битов Андрей. |
|
"Доктор." Кто такой Битов? - Живой классик или живой человек, писатель, чьи рассказы могут нравиться, а могут и не нравиться. Его, как живого писателя, есть за что и покритиковать. В русской литературе, видимо, существует некий питерский стандарт (СтанАрт), - при чтении постоянно ловил себя на мысли, что эти же образы, эти же в точности обороты речи (конечно, другие, но очень похожие) я уже где-то встречал. Складывается ощущение, будто читаю не Битова, а Татьяну Толстую. Мы говорим - Битов, подразумеваем - Толстая; мы говорим - Толстая, подразумеваем - Битов. С чего бы это? То же описание такого же круга ближайших знакомых и родственников с ретроспективой их взаимоотношений. Умилительно-слащаво с небольшой заранее отмеренной горчинкой в точно отмеренных местах. Здесь, в "Докторе" - описание тети, у Толстой - Соня в "Соне" или Пипка в "Огонь и пыль", - все построено по одной схеме, лишь успевай менять линию сюжетную. Битов и Толстая - близнецы братья. Битов и Толстая - это не две литературы, а одна литература. Она уж очень мыслительна, рационально построена, ее структура стандартна, ее наполнение сочинено и выверено до запятых - ничего неожиданного, если ты читал хоть один рассказ одного из двух авторов. Ее читаешь для удовольствия чтения. Эту литературы читаешь не для того, чтобы напряженно следить за сюжетом, открыть новую философию или жизненную проблему, не для того, чтобы понять из книжки смысл бытия или найти какого-нибудь там "лишнего человека", а лишь для смакования словом, - вот что и составляет содержание этой литературы. Удовольствие от чтение как такового - вот альфа и омега этой словесности.Конечно, Битов (и Толстая тоже) добавил немного (строго порционно) грусти, извечной тоски русского человека. Еще бы, - все-таки русская словесность, а не какая-то американская или французская. Но у Битова (и у Толстой) интуитивная составляющая присутствует лишь как довесок, как приложение или приставка. Не поймите меня правильно. Я вовсе не хочу сказать, что Битов - это плохо, что Битов - это не литература. Вовсе нет. Битов (и Толстая) создают литературу ощущающую, литературу для удовольствия. А русская словесность во всех ее классических проявлениях предусматривает страдание, как тот гвоздь, вокруг которого все вертится. Основная линия в русской литературе, как интуитивной, духовной, страдающей идет как продолжение линии Льва Толстого, а другая линия, ощущающая, для удовольствия существующая продолжается делами Татьяны Толстой: и Андрея Битова.
Московский круг. Сборник повестей и рассказов. Московский рабочий, 1991 г.
|