О'ХАЙ!

 


 

Горалик Линор.

 


Выживальцы.

Актриса.

Сюжет о маньяке и его жертве на фоне начавшейся войны интересен сам по себе. Но особенно пристальное внимание приковывает сама война. Что это вообще такое - война? Конфликт между людьми в самой что ни на есть крайней форме? Клаузевиц писал: "Война - это продолжение политики:" Нет, война - это продолжение жизни, одна из ее форм. Война вторгается в судьбы не спрашивая разрешения. Ее последствия непредсказуемы.

Редакция процветающего журнала уничтожена своей же армией. Война упрощает многие проблемы, например, можно расстрелять человека без суда и следствия, лишь по приказу начальника, маньяка-офицера из военной разведки влюбленного в поэтессу. Героиня переживает ужас бессилия и чудом спасается. Она все-таки умерла, чтобы появиться на свет в другом качестве, под другим именем и без прошлого, которое как отрезало, выжгло из памяти воспоминание о собственном ужасе. Война сделала из нее другого человека.

Сюжет увлекает и ведет внимание читателя от завязки до развязки.

Правда, я не понял, что это за война. То ли автор умышленно ввел искажения в текст рассказа: Фрагмент: "в редакцию ввалились с автоматами и конфисковали все - компьютеры, столы, лампы, приказали очистить помещение к завтрашнему дню:" - не может относиться ко второй мировой войне, тогда в редакциях не было компьютеров, да и нигде не было. То же самое относится и к следующему фрагменту: "она сошла с международного рейса, битком набитого беженцами, в горящем огнями аэропорту". Во вторую мировую такой гражданской авиации еще не было. Или это какая-то другая война? Я не понял. Где это все происходит и когда? Или это неважно - художественный вымысел? Да, это условная война синих с зелеными, но страсти-то настоящие.

Правитель.

Этот сюжет я узнал с трудом. Ребенок попадает во власть злого и жестокого Кощея или многоголового дракона. Под конец его чудесным образом освобождает герой (подошедший отряд армии). Мальчик оказывается в этой сказке в довольно странной роли - роли принцессы, которую спасает храбрый принц. Образ мальчика, завернутого внутрь себя и создающего свой собственный мир, в котором можно укрыться от внешнего ужасного мира войны, удался, но он лишен целостности. Возможно, это должна была быть девочка? У девочки архетипически должно быть стремление в спасению принцем, отрубающим головы дракона. Может быть, автор-женщина не отдает себе отчета в том, что мальчик - на самом деле девочка.

Фантастический мир, порожденный воображением мальчика, видимо, близок и понятен автору. Может быть, именно так рождались миры знаменитых писателей-фантастов. Мне было интересно читать о его фантазиях. Тут что-то есть.

В этом рассказе много огрехов, фраз, которые не звучат и не читаются вообще:

"мама и Фрид, почему-то понимал Вальди, не лучшие варианты";

"В один из выходных, когда Вальди, проспав почти до вечера, выполз на кухню и повернулись к нему, и Вальди понял, что речь идет о нем";

стал, пыхтя, около него, и стал стягивать с себя полушубок".

Надо бы это все и еще кое-что исправить.

 

Реставратор.

 

"Война - существо слепое и бездумное, просто даже по теории вероятностей не может она нести одни беды на человеческие головы, должны быть и прекрасные дары". Воистину, война - как Бог, существо всесильное, но полностью лишенное сознания, рефлексии. Творит всякое, но ведет себя как животное, огромное, мощное, но лишь животное.

Экстраординарные способности рождаются у двух людей, которые, несмотря на свою природную экстраординарность, становятся близкими друг для друга просто по-человечески. Замечательная идея. И логично развивающийся сюжет - они должны погибнуть, не могут не погибнуть.

Злой гений медицины у меня ассоциируется с профессором из "Яйцо змеи" Ингмара Бергмана. Местами что-то отдает сталкером Стругацких. Эх, родиться бы лет на пятьдесят раньше и написать этот рассказ!

 

Инженер.

 

"Они хотели этой штукой выиграть войну. Это было так смешно и наивно, что он едва удержался, чтобы не начать им это объяснять. Но все-таки удержался. Если они считали, что можно выиграть войну благодаря технике, с ними было не о чем разговаривать. С другой стороны, они попросили его, и у него не было поводов им отказать, это занятие было ничем не хуже чтения, охоты за бабочками, наблюдения за звездами." Замечательное рассуждение гения, сотворившего некое чудо массового уничтожения человечества! Очень точное переживание, вполне понятное на бытовом человеческом уровне. Так, наверное, и бывало с этими гениями-инженерами войны.

И эта зарисовка прелестна: "женщина даже в пустой комнате как-то размечает себе территорию, зная, где у нее спальный угол, где - обеденный, где - гардероб".

Следователь очень убедителен в своей примитивности шестерки.

И вообще замечательно выписан образ мыслителя, технаря, у которого эмоциональная сфера недоразвита. Самый удачный рассказ сборника. Сухой, рассудительный безразличный к страстям остальных инженер жертвует собой, защищая молодого бойца, вполне не отдавая себе отчета, - хоть он и чрезмерно логичный человек, - в своем поступке.

Читал сборник с большим удовольствием. Текст взял с адреса:

http://www.zhitinsky.spb.ru/art-lito/povest/vyzhiv.html

Выражаю благодарность автору за ответы на мои вопросы по текcту.

"О'ХАЙ!"

Почту кидать сюда

"Русский переплет"