|
|
Губарев Роман. |
|
Сказка о рыбе. Прочитав этот рассказ Романа Губарева, я понял, что все еще плохо знаю автора, что его творческий потенциал еще только разворачивается. Сколько нам открытий чудных готовит Губарев Роман: Стиль, слог ироничны и вызывают приступы хохота. Классическую биографию простого советского совка (это не тавтология, именно так следует охарактеризовать главного героя) даже нельзя считать гипертрофированной. Все так и было, все так и есть на самом деле. Спутались по пьяни, нечаянно вырастили сына до двадцати лет, пили, ели и прочая. Так бы и жили (жили ли?), если бы не начало рынка (аллегорическая золотая рыбка). Все можно, если повезет. Повезло - вытянул свой счастливый билет, попала золотая рыбка с дуру. Заказывайте музыку. А музыка все та же: половой жизни (как совершенно справедливо без грязных выражений выразился автор), водки и пива. Автор намеренно использует в рассказе затертые штампы, чтобы они усиливали образ кондового русского совка. И правильно сделал, никакие красивости сюда бы не пошли. Смех смехом, а ведь это весьма грустная история, причем, безо всякой перспективы на исправление. Текст рассказа взят с адреса: http://www.art-lito.spb.ru/rasskaz/ Сиам. Все элементы повести до такой степени точно расставлены на свои места, что невозможно найти композиционные оплошности. Кабалистика, сатанизм и прочие такого рода штуки меня лично совершенно не интересуют. Но автор так грамотно засунул это все в самый финал повествования, что я не смог бы не дочитать. Сюжет вел меня уже всецело, никуда свернуть не было сил. И хотя я не люблю подобную тематику, прочитал с начала до конца на одном дыхании. Жизненные зарисовки, проходящие как фон, даны крайне правдиво. Не могу выделить одно место, как показательное, весь текст выполнен весьма качественно. Несмотря на то, что повесть полностью посвящена мистическому, глубоко интуитивному действу, от чтения произведения получаешь высочайшее наслаждение. Сочетание идеалистического содержания с красивым языком - явление не такое уж частое. Рецепт бессмертия. Этот рассказ обладает некими свойствами, делающими его характерным именно для пера Романа Губарева. Здесь есть что-то еле уловимое, но однозначно присущее только ему. Я назвал бы эту особенность конструктивистской иронией. Авторский ироничный подход к предмету растворен в тексте так, что его трудно бывает выделить в виде отдельной цитаты, но, покопавшись в конструкции произведения, вы обнаружите силовые линии, направляющие ваше внимание в одну точку, с приближением к которой, буквально с каждым шагом, вы все шире улыбаетесь, пока не испытываете желания рассмеяться над тем комичным состоянием, к которому приведен предмет повествования. Конечно, тема этого рассказа уже не раз затрагивалась в прозаических и в стихотворных произведениях ("Если у вы не живете, то вам и не, то вам и не, то вам и не умирать!"). Однако Губарев решает конфликт по-своему, своим особенным образом. У него есть свой почерк, который читателю, как мне кажется, приятно узнавать в разных его рассказах. Текст рассказа взят с адреса: http://www.zhitinsky.spb.ru/lito/works.html Материал. Вроде бы здесь дается описание писательской кухни в ироничных тонах, что, как было сказано, свойственно автору. Но нет, получился полноценный рассказ, который построен в характерной форме цикличного повторения описания объекта с постоянным усилением авторской ироничности. Материал для прозаического творчества оказывается до безобразия однообразным и бесконечно повторяемым. Все герои несостоявшихся рассказов (то есть трупы) пришли к своему плачевному мертвому состоянию до удивительного трафаретными путями. Сопляки с автоматами все про первые поцелуи с изменницами любви вспоминают, а сведшие счеты с жизнью девица только и говорят о сережках и андрюшках. Тяжелая это работа - быть писателем. Свойства предметов. В это малюсеньком рассказике, как и в большинстве других, используется принцип русской сказки с ее циклическим повторением сходных оборотов речи, поднимающихся, как по спирали, от завязки сюжета к его развязки. Только здесь, во-первых, мы находим сказку в буквальном смысле слова (снотворная сказка), во-вторых, сюжет совершенно обнажен до одной только своей голой конструкции, то есть повторяющиеся части не распространены, а даны в формате тезисов. И еще автор обязательно лично присутствует в рассказе и разговаривает с читателем. Ад. Какой писатель не любит побывать хотя бы в одном из своих произведений сумасшедшем? Таких нет! Каждый хоть раз да побывал. Вот и Губарев примкнул к общему числу писателей, попробовавших на себе помешательство от ума (горе от ума). Рассказ, конечно, можно отнести к разряду упражнений для разминки пера. Но определенный интерес он представляет, если поставить его в один ряд с другими помешавшимися рассказами. Это и "Глеб Альтшифтер" Леонида Каганова, и "Цветной диалог" Леонида Костюкова, и "Из глубины колодца" Игоря Кузнецова и "Тихая прогулка вдвоем" Евгения Лапутина, отчасти "Желтые береты" Максима Кононенко. Это вам не художники-передвижники, а "подвинутые" персонажи у продвинутых писателей. Тексты рассказов взяты с адреса:
|