|
|
Искандер Фазиль. |
|
Привычка наводить порядок. Что бы ни писал Искандер, во всем чувствуется легко узнаваемая, только ему свойственная ирония. "Привычка наводить порядок" - совсем крошечный рассказик, почти что зарисовка с натуры. Автор и не скрывает, что описал здесь недавний эпизод из жизни своего случайного знакомого. Но сколь глубокие ассоциации будит это микроскопическое произведение! Сколько копий было сломано вокруг всяческих правозащитных движений. И мне прежний режим жуть как не нравился, и я всеми фибрами души стремился приблизить его кончину. Но почему же я никогда близко не подходил к этому движению и к его отдельным членам? Что меня останавливало? Интуиция что-то кричала мне про них, и я не подходил, а ведь не понимал, почему. И вот теперь малюсенький рассказ Фазиля Искандера исчерпывающе ответил на мучивший меня вопрос. Вот, оказывается, почему! Теперь все понятно. Бороться за права человека надо там, где борьба эта виднее. И такая практика многое говорит о людях, которые такую борьбу затевали. Есть в этом выходе на сцену под аплодисменты некая фальшивость поступка. Актер на сцену выходит - так он актер. А тут делается, вроде бы, благородное дело, но с гнильцой. От пострадавшего от тоталитарного режима правозащитника до расиста с овчаркой, которую он на свободных, заметьте, людей спускает, оказывается, всего один шаг.
А рассказ находится по адресу: http://195.208.220.238/text/iscn.html
Молния-мужчина или чегемский пушкинист. Сюжет рассказа Искандера подобен "Трем мушкетерам" Дюма. Там бешенный гасконец приезжает в столицу и своим появлением вызывает подвижки в верховной власти. Аналогично у Фазиля: Чунка, сверхактивный горец, пассионарий, если пользоваться термином Льва Николаевича Гумилева (по этому признаку Чунка полностью совпадает с Д'Артаньяном), пребывает в райцентр и приводит в движение механизмы министерства в Тбилиси, обкома партии и городского преступного мира. Чунка бежит из отделения милиции и благополучно добирается до постели вожделенной гречанки, ради которой и совершает все свои сумасбродные поступки. А во властном мире продолжает действовать активизированный Чункой "постоянно действующий фактор". Вот, собственно говоря, и весь сюжет. Лично для меня большинство вызванных рассказом ощущений осталось за кадром этого сюжета. Из таких людей, как искандеровский Чунка, во все века у всех народов собирались группы (банды, отряды, партии и пр.) способные порушить целые империи и создать с нуля новые. Посмотрите, как они притягиваются друг к другу, выделяя подобных себе людей из серой массы. И не только людей, но и животных. Своенравная лошадь покорилась только Чунке. И ему самому интересно было объездить именно такую лошадь. Или атлетического сложения солдат в кузове грузовика - это такой же Чунка, только не абхазец, а грузин. Они оба уже тогда предназначались власть имущими для того, чтобы служить противоположным политическим силам. Но им самим дела нет до планов и расчетов, которые делались на них. Как пассионарии они тянутся друг к другу. То же самое можно сказать о гречанке Анастасии. Чунке нужна только такая женщина - смелая, решительная, свободная в своих поступках. В прошедшие века такие люди как Чунка, объединившись, создали Рим (до кражи сабинянок это была простая банда во главе с Ромулом), империю Чингисхана (там они назывались "людьми длинной воли"). Именно таких людей стремился истребить тогдашний советский режим (а действие разворачивается в тридцатые годы), справедливо усматривая в них угрозу своей власти. Механизм уничтожения был нацелен именно на них. Им не надо было совершать никаких реальных преступлений. Достаточно высказать какую-нибудь фразу, в которой проявлялся пассионарный неугомонный дух человека. Чунка говорит, кивая на дружинников: "Партия - это сила, а этот комсомол: чего подскакивает?" И первый же вопрос следователя из местного отделения милиции: "Кто тебя научил?" Ему невдомек, что столь энергичных людей не надо учить сочинять подобные фразы, они сами генерируют не фразы, - окружающий их мир. В управлении НКВД, куда Чунку собираются после допроса отправить, это знают. Они знают, что их задача - уничтожить как можно больше людей вроде Чунки. Первым из отечественных вождей эту мысль усвоил Столыпин и хотел при помощи "столыпинских галстуков" поставить процесс под контроль. Но тот режим не мог справиться с десятками тысяч таких людей. Сталин лучше всех остальных усвоил мысль об энергичных людях, которые, кстати, и совершили революцию. Он создал разветвленную сеть для истребления народившихся к тридцатым годам миллионов пассионариев и успешно выполнил задачу. Чунка мог выжить только в своем высокогорном селении. Только в подобных местах могли сохраниться такие люди. Только благодаря горам мы сегодня получаем удовольствие, читая книги Фазиля Искандера, абхазского, но русского писателя. Впервые опубликовано "Юность" 1989. ╪ 3 См. также: http://kulichki.rambler.ru/moshkow/ Об авторе: ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович р. 1929. Сатирические повести "Созвездие Козлотура" (1966), "Кролики и удавы" (1987), "Человек и его окрестности" (1993). Роман "Сандро из Чегема" (1973-88). |